С 1 января 2021 года в России вступил в силу обязательный порядок досудебного урегулирования споров потребителей с кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами и негосударственными пенсионными фондами.
Порядок, установленный ФЗ от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», предусматривает, что потребитель финансовых услуг для защиты своих нарушенных прав до обращения в суд должен обратиться к финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный рассматривает спор, если услуга была оказана потребителю в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и если размер его имущественных требований не превышает 500 000 рублей.
Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно. Обращения потребителей рассматриваются финансовым уполномоченным в заочной форме без вызова сторон. Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней.
Так, клиенты банков, НПФ, КПК и ломбардов с 2021 года получают возможность решить спор с финансовой организацией в упрощенном порядке – через финансового уполномоченного. Для этого потребителям необходимо соблюсти претензионный порядок, то есть до обращения к финансовому уполномоченному в обязательном порядке направить заявление в финансовую организацию, к которой потребитель имеет претензии, указав суть своих требований. И только при несогласии с полученным ответом финансовой организации или при неполучении его в установленный законом срок потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному.
В этой связи кураторы и стажеры Юридической клиники 1 февраля прошли специальный курс-тренинг, состоящий из лекции и решении кейсов, отражающих наиболее проблемные вопросы в составлении заявления в финансовую организацию и обращения к финансовому уполномоченному.